Многие вспоминают времена, когда получение водительских прав было простым шагом на пути к взрослой жизни. Родители гордо обещали: "Как только ты научишься водить, мы купим тебе первую машину". Но теперь обучение в автошколе стало чем-то похожим на предмет роскоши — дорогостоящим и недоступным большинству.
Цены на обучение: разрыв между регионами
Растущие расценки на обучение в автошколах значительно различаются в зависимости от региона. По данным статистики, средняя стоимость обучения за последний год выросла на 20%, но в некоторых уголках нашей страны это увеличение достигло пугающих 60%.
- Москва и Подмосковье: от 45 до 50 тысяч рублей всего за базовый курс, без учета дополнительных расходов за пересдачи или дополнительные занятия.
- Региональные рекорды: в Дальнем Востоке и Северо-Западе стоимость может достигать 65 тысяч рублей. Санкт-Петербург стабильно держит уровень около 56 тысяч рублей.
- Низкие цены: однако в некоторых округах – например, Приволжском и Северо-Кавказском – всё еще можно найти цены от 16 до 25 тысяч рублей, но ожидается их рост в ближайшем будущем.
Кризис автошкол: замкнутый круг
Несмотря на высокий спрос на обучение вождению, количество автошкол сокращается. За первое полугодие 2025 года их стало меньше почти на 8%. Малые школы закрываются из-за высоких затрат на аренду, обслуживание автомобилей и ужесточение требований со стороны ГИБДД.
Остальные школы, не чувствуя конкурентной борьбы, завышают цены. Это создало ситуацию, когда появляются частные инструкторы, на услуги которых возрос спрос на 14%. Люди ищут более доступные, пусть и неофициальные варианты обучения.
Почему цены растут?
Руководители автошкол объясняют рост цен ростом своих расходов:
- Усложнение обслуживания: цены на автомобили и их запчасти взлетели, а расходы на топливо только увеличиваются.
- Арендные ставки: автодромы и учебные классы требуют серьезных вложений.
- Оплата труда: для привлечения квалифицированных кадров необходима конкурентоспособная заработная плата.
В результате курсанты обучаются на устаревших автомобилях, что негативно сказывается на качестве обучения и подготовке новых водителей.